В культуре многих народов мира устоялось мнение, что мальчики не должны плакать. Что это удел девочек. И часто мамы говорят своим маленьким сыновьям: «Что орешь как девчонка?» или «Мальчик, а распустил нюни!». Вместе с тем данные замечания не способствуют тому, чтобы мальчик учился распознавать свои эмоции и чувства, а это является важной составляющий для формирования эмпатии к чувствам другим. Ребенок еще не способен достаточно точно определить свои чувства, назвать их. В результате, когда мальчику говорят, что плакать нельзя, то это воспринимается как запрет выражать свои чувства. Впоследствии мальчик становится молчаливым, скрытным и эмоционально холодным. С таким человеком будет достаточно не комфортно в семейной жизни, так как тема эмоций и чувств будет табуироваться. Это в свою очередь вызовет протест у женщин. Эдакий «железный человек» не всякой женщине будет по вкусу.
Итак, первое, что стоит попробовать – это назвать те чувства, которые испытывает ребенок. Например, «Тебе обидно?», «Тебе досадно, и ты злишься?». Ребенок начнет постепенно познавать палитру своих чувств, в свою очередь ему будет проще вместо плача назвать причину своего недовольства, а Вам, как родителю, работать с его чувством.
Также надо сказать, что ни в коем случае нельзя игнорировать плач ребенка, так как это приведет к одиночеству и чувству ненужности. Важно то, чтобы в дошкольном возрасте ребенок научился распознавать свои чувства, называть их, а также умел с ними справляться. Данное умение поможет избежать многих конфликтов в школе.
Итак, взгляд автора данной статьи таков: слезы у мальчика дошкольного возраста – это не признак слабости. Это признак того, что он пока еще не умеет назвать то, что он чувствует. Архиважной задачей является помочь ребенку научиться распознавать свои чувства. В этом помогут и всевозможные игры на определение эмоций. Рассмотрим 7 игр-занятий для понимания ребенком своих и чужих эмоций:
Первая игра называется «Настроение». Данную игру следует предлагать ребенку в различных эмоциональных состояниях. Суть данной игры заключается в том, что ребенку предлагаются карточки с различными эмоциями детей и просят выбрать ту карточку, на которой эмоция ребенка наиболее схожа с эмоцией, которую испытывает ребенок в данный момент. Следует помочь описать словами те эмоции, которые Вы, а скорее всего и он, видите на фото. Так ребенок научится распознавать свои эмоции, а также повысит свой словарный запас.
Следующая игра для контроля ребенком своих эмоций называется «Лица». Данная игра способствует развитию мимики лица и возможности автономно следить за выражением своего лица. Для данной игры нам понадобятся карточки с изображениями разных эмоций. Нужно поочередно показывать по одной карточке и просить изобразить данную эмоцию на своем лице. Затем надо попросить назвать эту эмоцию, а если возникнет затруднение, то помочь назвать эту эмоцию. После этого мы просим его назвать его любую эмоцию и изображаем ее на своем лице.
Следующая игра называется «Маленькое приведение». Данная игра учит ребенка конструктивно выражать свой гнев. Суть игры заключается в том, что дети берут на себя роль дружелюбных привидений. “Вдруг привидениям захотелось пошалить и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать “УУУУУ” и сделать так:– показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну – кричим тихо.”
Еще одна игра для лучшего понимания ребенком своих эмоций – это «Сказка». Игра в том, что детям нужно рассказывать истории-сказки про зверей – а дети должны изобразить те эмоции, которые испытывают звери. Сначала мы помогаем, а потом у них начнет получаться самостоятельно!
Например, история о зайце.
Жил в лесу заяц. Спал себе спокойно в норке. Но проголодался.
Вылез из норки – забарабанил по пеньку, рассердился, нахмурился. Оглянулся – а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался зайчик, обрадовался утру, забыл про голод. Рядом белочка пробегала – удивилась – надо же, в такую рань заяц уже проснулся!
А недалеко под кустиком сидела белочка – услышала шум, испугалась, прижала пушистый хвост и замерла, прислушиваясь – “что там за шум?”
Выглянула из-за куста – а там заяц. Обрадовалась она своим друзьям, поспешила к ним. И начали они вместе веселиться и играть!
В принципе, возможно взять любую сказку, добавить в нее больше эмоций и разыграть.
Следующая игра называется «Когда я радуюсь… Когда грущу…». Суть данной игры состоит в том, что несколько человек в том числе и ребенок садятся в круг, и один из них берет мяч и говорит; «Я радуюсь, когда…» (например, если это мама, «Я радуюсь, когда мой ребенок хорошо себя ведет.» и передает мяч другим членам семьи по очереди в том числе и ребенку.
В данной игре можно разыграть другие эмоции – грусть, страх, удивление. Это поможет лучше понять вам внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.
Еще эффективный метод распознавания своих эмоций – это нарисовать себя. Если ребенок обижается на что-то, то можно предложить ему нарисовать себя в виде обиды. Затем следует предложить: «А давай подумаем, что надо сделать, чтобы э\та обида перестала быть обидой и стала обратно тобой?». И в зависимости от ответов продолжать работу. Данное упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.
Итак, подведем итоги данной статьи:
- Плач – это нормальная реакция ребенка на негативную эмоцию, с которой ребенок не знаком или не знает как с ней справиться;
- Плач нельзя игнорировать:
- Плач является стимулом для родителей и педагогов к помощи ребенку в познании своих эмоций и чувств:
- За слезы нельзя ругать:
- Плач нельзя игнорировать.
Всем удачи в воспитании мальчиков и увидимся на моих консультациях!