Лев Выготский, выдающийся русский психолог, несмотря на свою короткую жизнь, совершил прорыв в психологии развития. Его теория и по сей день продолжает вдохновлять психологов всего мира, хотя более двадцати лет его работа была запрещена в сталинской России. Сегодня работа Выготского является одним из важнейших источников вдохновения для современной психологии развития .
Глубина и масштаб его образовательного видения поразили академические круги всего мира. Американский ученый Стивен Тулмин назвал его «Моцартом психологии». Русскую психологическую науку нельзя представить без Л.С. Выготского также, как русскую литературу без А.С. Пушкина.
Ключ к интеллекту:
Выготский считал, что образование – это не просто усвоение конкретных знаний, а развитие у детей навыков обучения. Умение ребенка ясно и творчески мыслить, планировать, осуществлять эти планы и общаться гораздо важнее, чем знания как таковые. Приобретение знаний будет несравненно легче, если мы будем знать, как учиться. Выготский считал, что этого можно достичь, дав детям навык пользоваться «культурными инструментами мышления и творчества», набором интеллектуальных инструментов, которые используются для расширения наших умственных способностей. Этими инструментами являются: знаки, символы и, прежде всего, язык, который мы используем для ежедневного общения и анализа реальности. Для упражнений он использует образные системы – простые для понимания ребенка и универсальные, в то же время стимулирующие использование языка.
Выготский считал, что цель образования состоит в том, чтобы познакомить детей со всем набором таких инструментов и показать им, как использовать их для быстрого и эффективного анализа действительности. Применяя их с раннего возраста, дети автоматически развивают свои навыки. Чем лучше ребенок способен усвоить этот своеобразный язык, выработанный человечеством на протяжении веков, тем больше его способности в данной области. Дети тогда начинают планировать и организовывать свою деятельность, открыто излагать свою точку зрения, находить нестандартные решения проблем, верить в себя и свои силы.
Ключ к пониманию:
Основная посылка самого известного произведения Выготского — «Мышление и речь». В процессе игры дети младшего возраста на постоянной основе проговаривается развитие действия: «И вот поезд идет вокруг башни и ударяется о башню, о нет – башня разваливается…» [1]. Выготский называл это внешним монологом. Со временем внешний монолог становится внутренним монологом, принимающим форму мыслей. Таким образом, речь, усвоенная ребенком, становится основной структурой его мышления. Это означает, что развитие мысли во многом определяется языковыми способностями ребенка. А словарный запас ребенка во многом зависит от его повседневного опыта. поддержка развития богатой и эффективной разговорной речи ребенка. Поэтому одной из важнейших функций образования должно быть развитие речи.
Выготский утверждал, что именно учитель играет ключевую роль в воспитании ребенка. Учитель должен направлять занятия таким образом, чтобы убедить ребенка браться за задачи, которые немного превышают его нынешние способности. Благодаря такому здоровому вдохновению дети могут выполнять не по силам задачи, с которыми они не справились бы без помощи педагога.
Игра – это наука – зона ближайшего развития:
«Зона ближайшего развития» — это область, еще неизвестная ребенку, но доступная его возможностям. Задачи для ребенка, находящиеся в зоне ближайшего развития, являются для него вызовом и требуют усилий для решения. Благодаря этому ребенок постоянно развивается и имеет чувство успеха, что очень положительно сказывается на его самооценке.
В своей последней лекции «Игра и психологическое развитие ребенка» Выготский подчеркивал значение игры в раннем возрасте: «Игра создает «зону близкого развития» ребенка. Именно во время игры ребенок всегда ведет себя не по возрасту, выходит за рамки своего повседневного поведения, креативен и креативен» .
В теории Выготского игра занимала основную роль в образовательном процессе. Во время игры дети очень вовлечены в воображаемые ситуации, в которых, с одной стороны, они принимают на себя определенные роли, а с другой стороны, сами задают действующие в ней правила. Например, когда они играют в «семейные» игры, они берут на себя определенные роли, заранее определяющие их действия. Следовательно, такая игра приводит к большему уровню самоконтроля, так как все действия детей определяются правилами игры, которые они сами для себя создали. Когда дети вовлечены в игру, их сосредоточенность и приверженность задаче намного выше, чем когда они сталкиваются с выполнением «академических» действий, то есть придуманных учителем.
Ключ к обучению – «Ключ к обучению»:
Теория Льва Выготского лежит в основе новой образовательной программы для детей 2,5-6 лет «Ключ к обучению». Эта программа уже много лет реализуется в Великобритании. Его успех и огромный интерес со стороны сообщества специалистов в области детского образования привели к тому, что он был привезен, к примеру, в Польшу, переведен на наш язык и адаптирован к польским реалиям и потребностям.
Программа «Ключ к обучению» направлена на развитие у ребенка 3 основных навыков: САМОРЕГУЛИРОВКА, ПОЗНАВАНИЕ, ОБЩЕНИЕ.
Навыки саморегуляции:
Ребенок учится способности создавать и реализовывать планы и необходимые модели поведения
- движение или неподвижность тела
- фокус внимания
- определить поведение
- координация внутренних и внешних раздражителей
- определение ограничений собственного тела
- контроль над собственным поведением
Благодаря формированию такого поведения ребенок приобретает способность осознанно, целенаправленно и планомерно направлять собственные мысли, чтобы переходить к более сложным задачам . Ребенок с развитой саморегуляцией может «учиться по требованию»:
- учится, когда этого требует учитель
- узнает, что сказал учитель
- Интересно
- готов попробовать и рискнуть
- он хочет учиться для собственного удовольствия
- стойкий
Когнитивные навыки:
это интеллектуальное и творческое развитие. Программа «Ключ к обучению» развивает все виды интеллекта вашего ребенка.
- математический и логический
- движение
- лингвистический
- зрительно-пространственный
- внутриличностный (рефлексивный)
- межличностный
- природа
Коммуникативные навыки:
это приобретение ребенком способности понимать других и быть понятым. Это достигается работой в парах, групповым размышлением, командной работой, совместными успехами, совместным весельем или игрой в разные роли.
Библиография:
- Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр.соч. Т.2. М., 1982